БИОГРАФИЯ Русский писатель И.С.Тургенев  
:: начальная страница :: новости :: биография :: музеи :: театр :: библиотека :: галерея :: гостевая :: ссылки :: e-mail ::

Тургенев Иван Сергеевич

Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883), русский писатель, пользовавшийся в США огромной популярностью и оказавший большое влияние на творчество многих американских писателей. В русских литературных кругах Тургенева нередко называли «американцем». Имя Тургенева и отрывки из его «Записок охотника» появились в США в 1856 на страницах журнала «Норс американ ревью» (North American Revue). В 1863 состоялся визит русских кораблей в Нью-Йорк, что помимо политического резонанса имело и культурные последствия. Один из русских морских офицеров эскадры подарил нью-йоркскому лингвисту и переводчику Юджину Скайлеру экземпляр незадолго до этого вышедшего в Москве романа Тургенева «Отцы и дети». Скайлер перевел роман на английский язык и издал его летом 1867 в Нью-Йорке. Это было первое издание тургеневского романа на английском языке. Роман не сразу получил признание в США. Его несколько более позднему успеху во многом способствовал американский литературный критик Томас Перри. Второе издание романа состоялось в США в 1872. Первое собрание сочинений Тургенева на английском языке было выпущено в свет в 8 томах нью-йоркским издательством Г. Гольта в 1867–85. В 1874 Тургенев писал в письме к П.В. Анненкову: «Вчера со мной произошла необыкновенная штука, которую не могу не сообщить Вам. Существует в Америке некий издатель Гольт (Henry Golt), который вот уже пять лет как печатает переводы моих вещей. Так как между Америкой и Европой никакой литературной конвенции не существует – то Гольт и не подумал попросить у меня никакого уполномочия – тем более, что другие издатели тоже печатали мои вещи. Представьте же мое изумление: вчера я получаю от этого Гольта письмо, в котором он после многих комплиментов (он употребляет даже слово enthusiasm!) сообщает мне, что сперва продажа моих вещей шла туго; но что теперь он настолько получил от них барыша, что может послать мне в виде вознаграждения 1000 фр-в – и, действительно: при письме находился вексель a vue в 100 фр. Эта истинно американская грандиозность меня тронула; сознаюсь откровенно, что в течение моей литературной карьеры я не многим был столь польщен. Мне и прежде сказывали, что я, если смею так выразиться, пользовался в Америке некоторою популярностью; но это доказательство воочию меня-таки порадовало». Своему литературному успеху в США Тургенев был также во многом обязан писателю Уильяму Дину Хоуэллсу, который, в частности, писал, что Тургенев «установил образец романа будущего». В США были изданы также романы «Дым», «Дворянское гнездо» (под названием «Лиза»), положившие начало «моде на Тургенева» в литературных кругах Новой Англии. В американских публикациях нередко проводилась параллель между рабством негров в США и крепостным правом в России, а американская критика ставила Тургенева в один ряд с Диккенсом. После выхода в свет на английском языке романа «Дворянское гнездо» Хоуэллс писал: «По мере чтения вы основательно знакомитесь с русской жизнью, хотя перед вами не справочник и не учебник; вы сами становитесь русским, и вам уже хочется обращаться к героям книги по имени и отчеству...». Согласно воспоминаниям Хоуэллса, в те годы все молодые писатели зачитывались Тургеневым, который открыл им «новый мир – неповторимый мир реальности». После смерти Тургенева Уолт Уитмен с горечью писал осенью 1883: «О, если бы в Соединенные Штаты, особенно в западные, мог надолго приехать и пожить, прежде чем он умер, благородный и грустный Тургенев». Генри Джеймс, ставивший его выше всех современных беллетристов, считал, что «не найдется другого иностранного автора, который бы столь органично, как Тургенев, вписался в глазах англоязычного читателя во всемирную литературу». Джон Рид проводил параллель между «Хижиной дяди Тома» Г. Бичер-Стоу и тургеневскими «Записками охотника». Американский писатель-мемуарист Фрэнк Харрис (Frank Harris) считал образ тургеневского Базарова столь же значительным в мировой литературе, как образы Гамлета и Дон Кихота. Тургенев живо интересовался Америкой и мечтал нанести визит в эту страну. В беседе с Бойесеном он говорил: «Это была моя всегдашняя idee fixe посетить вашу страну... В юности, когда я учился в Московском университете, мои демократические тенденции и мой энтузиазм по отношению к североамериканской республике вошли в поговорку, и товарищи-студенты называли меня "американцем". Я и до сих пор еще не потерял надежды пересечь Атлантический океан и собственными глазами поглядеть на страну, за развитием которой я следил лишь издалека». А в 1874 писал ему же: «Одно из самых сильных моих желаний – посетить самому вашу страну, Новый Свет, который для Старого Света является тем, чем Будущее для Настоящего или Прошедшего – и я надеюсь, что выполню это свое желание прежде, чем покину эту землю». Аналогичные желания Тургенева высказывал и в переписке с Г. Джеймсом. Это желание Тургенева осталось невыполненным, но любопытно, что Америка, ставшая, по наблюдению А.Н. Николюкина, у многих русских писателей XIX в. «символом краха жизненных и нравственных устоев», продолжала привлекать внимание Тургенева. Так, он завершил свою повесть «Вешние воды» словами о том, что ее герой «продает все свое имение и собирается в Америку». Находясь в Европе, Тургенев встречался со многими американскими писателями, в том числе Г. Бичер-Стоу, М. Твеном, Дж.Р. Лоуэллом (James Russell Lowell). В 20-х XX в. отношение к Тургеневу в США изменилось, о чем свидетельствует высказывание Эптона Синклера о том, что Тургенев «не мыслитель, а только художник в узком смысле этого слова – тот, кто видит существующее и изображает его искусным пером» и что «ныне из России раздаются иные голоса. Революционный пролетариат переделывает свою страну, и Тургенев не нужен новой молодежи... Русские стали народом действия, и Русский Гамлет отставлен на полку». Э. Хемингуэй, считавший, что он сам благодаря Тургеневу как бы пожил в России, писал в 1925 Ф.С. Фитцджералду, что Тургенев и его «Отцы и дети» уже не волнуют так, как волновали читателей своего времени.

 

:: начальная страница :: новости :: биография :: музеи :: театр :: библиотека :: галерея :: гостевая :: ссылки :: e-mail ::


© 2002-2011

Яндекс.Метрика

?>