БИБЛИОТЕКА Русский писатель И.С.Тургенев  
:: начальная страница :: новости :: биография :: музеи :: театр :: библиотека :: галерея :: гостевая :: ссылки :: e-mail ::

В раздел "Спасский вестник".

«Украинский пейзаж» и «Пейзаж с лодкой» в экспозиции мемориального дома И.С. Тургенева.

( К вопросу об установлении авторства ).
О.В. Филюшкина.

Увлечение И.С. Тургенева живописью наиболее ярко проявляется в 1870-е годы. В этот период он выступает в роли коллекционера. «Картины действительно меня занимают при отсутствии другого живого интереса» 1 – пишет Тургенев к А.А. Фету 21 февраля (5 марта) 1873 года. Иван Сергеевич проявляет неподдельный интерес к творчеству русских художников, оказывает помощь молодым начинающим дарованиям. Почти в каждый свой приезд в Россию, он посещает художественные выставки, музеи, аукционы. В «Летописи жизни и творчества И.С. Тургенева» отмечено: «13 (25) мая 1872 года – Тургенев посещает выставку в Академии художеств; 11 (23) мая 1874 года – Тургенев посещает Эрмитаж, где проводит 3 часа» 2 . Этот список можно продолжить.

В начале 1879 года в Москве и Петербурге проходили чествования И.С. Тургенева русской общественностью. Ивана Сергеевича приглашали на многочисленные литературно-музыкальные вечера, чтения и собрания. В его честь устраивались праздничные обеды, в том числе обед в собрании Петербургских художников. 12 (24) марта писатель был избран почётным членом Общества Петербургских художников. Немногим ранее, Иван Сергеевич выступил одним из инициаторов и создателей «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже», впоследствии был его секретарём.

Живя во Франции, Тургенев собрал довольно обширную коллекцию картин 3 . По этому поводу он писал М.В. Авдееву: «Замечания Ваши, что странно заводить галерейку в Париже, где есть Лувр и т.д. это замечание не совсем верно: любителю приятно обладать картинами. И позвольте также спросить, какие бы я картины мог завести, живя в деревне, в Спасском. Посмотрел бы я для куриоза на эти картины!» 4 . Подобное высказывание не означает, однако, что в Спасском доме не было собрания картин. Небольшая картинная галерея существовала еще при основателе усадьбы И.И. Лутовинове. В «Описи, учиненной по указу Мценского уездного суда от 22 декабря сего (1813)года под №1044…» указаны 33 картины, которые хранились в комнатах господского дома 5 . В мемуарной литературе упоминаются копии с Тициана и Буше, Каламовские гравюры, изображавшие стадо, охоту и проч…

В настоящее время в мемориальном доме И.С. Тургенева экспонируется более десятка картин, в их числе живописные работы «Пейзаж с лодкой» и «Украинский пейзаж». Согласно инвентарной описи Литературного музея И.С. Тургенева (Орел) 1919 года, автором пейзажей является Алексей Тарасович Марков, профессор исторической живописи. За порядковыми номерами 89; 90; описи значатся: «картина – пейзаж с избушкой; картина – пейзаж с лодкой, проф. Маркова».

Иван Сергеевич был знаком с художником Марковым. Знакомство их, вероятно, состоялось во время первого путешествия писателя по Италии. В этот период Тургенев довольно часто посещал дом Марии Дмитриевны Ховриной.. Хозяйка известного московского салона М.Д. Ховрина не изменила своей традиции, живя в Риме. Ее гостями были: Станкевич, Ефремов, Марков, немецкий художник Рунд, у которого Тургенев брал уроки рисования. «К Ховриным мы ходим все очень часто: Тургенев, Ефремов и я; Марков тоже каждый вечер там… оживляет своим добрым остроумием, заграждая дверь дурной бесконечности» 6 - сообщает Станкевич Фроловым. Позднее в «Воспоминаниях о Станкевиче» Тургенев пишет о художнике следующее: «… в Риме я одно время рисовал карикатуры – иногда довольно удачно; Станкевич задавал мне разные забавные сюжеты – очень этим потешался. Особенно смеялся… карикатуре, в которой я изобразил свадьбу Маркова (живописца, теперешнего профессора); Марков вздыхал по Шушу, к которой, грешный человек, я не был совершенно равнодушен» 7 . Тургенев не только встречался с Марковым в семействе Ховриных, но и «хорошо знал домашний адрес художника», т.к. письмо к Николаю Владимировичу Станкевичу от 26 апреля (18 мая) 1840 года из Генуи было отправлено на адрес Маркова в Риме с припиской: покорно прошу доставить письмо Н.В. Станкевичу» 8 . О том, что между Тургеневым и Марковым были достаточно близкие дружеские отношения, свидетельствует следующее письмо Станкевича Тургеневу: «Напишите Маркову что-нибудь; он удивляется, что такой добрый знакомый не написал ему еще ни строчки» 9 . В Полном Академическом Собрании сочинений и писем И.С. Тургенева опубликовано единственное сохранившееся письмо Тургенева к А.Т. Маркову: «Любезный Алексей Тарасович! У меня есть для Вас следующая просьба. Один мой знакомый желает купить одну картину, - но хотелось бы ему знать на ее счет мнение знатока; - я ему указал на Вас. Остаюсь душевно Вам преданный Иван Тургенев» 10 . Письмо датировано 1840 годом из Рима.

Алексей Тарасович Марков (1802 –1878) учился в Петербургской Академии художеств. Его учителями были Андрей И. Иванов, А.Е. Егоров, В. К. Шебуев. В начале 1830-х годов Марков был удостоен большой золотой медали за работы в жанре исторической живописи и отправлен за границу в качестве пансионера Академии. Алексей Тарасович преимущественно занимался преподавательской деятельностью. В 1852 году получил звание профессора 1 степени, и по свидетельству Иордана, с помощью Кругова, графа Ф.П. Толстого и архитектора К.А. Тона «поместился в Академии… не написав ничего на профессорское звание, был самым влиятельным профессором и имел бездну учеников»(11). Учениками Маркова были такие известные впоследствии художники, как И.И. Шишкин, И.Н. Крамской, В.В. Верещагин, В.Д. Поленов и другие.

А.Т. Марков в своей работе строго придерживался канонов академической школы. А.К. Лебедев в монографии «Верещагин: Жизнь и творчество» характеризует Маркова, как человека «малоталантливого», который требовал от студентов «благородства образов, тщательности и изящной отделки рисунка в условной, раз и навсегда принятой манере», что не нравилось многим его ученикам. Примером тому может служить письмо Верещагина к Стасову: «… профессора… почти все плохи… Басин, Марков, Уткин, который от старости певал песни в классе, вельможа Бруни – все это были чиновники, а не учителя. Но против самой Академии, как школы нелепо что-либо говорить»(12). И.И. Шишкин в своих воспоминаниях писал: «Перейдя в Академию… поступил к профессору Маркову, но он обругал меня за пейзаж и послал к С.М. Воробьеву»(13), который в этот период преподавал в пейзажном классе. Известные работы А.Т. Маркова выполнены в жанре религиозной и исторической живописи. Например, «Фортуна и нищий», «Приам испрашивает у Ахилла труп Гектора», «Сократ беседует с учениками о бессмертии души»; самое деятельное участие принимал в росписи Исаакиевского собора в Петербурге. Сведений о том, что Марков занимался пейзажной живописью, не имеется.

Учитывая имеющиеся факты, возникает сомнение в том, что «Украинский пейзаж» и «Пейзаж с лодкой» принадлежат кисти Маркова.

Действительно, при визуальном исследовании пейзажей были обнаружены автографы художников. На картине «Пейзаж с лодкой» в нижнем левом углу стоит подпись, которую можно прочитать, как «А. Марков» или «А. Маслов». На второй картине отчетливо видна подпись «А. Маслов». В результате сличения этой подписи с подписью, сделанной на картине «Пейзаж с лодкой» можно предположить, что они сделаны рукой одного и того же художника. Очевидно, этого мнения придерживался Александр Иванович Понятовский 14 . При составлении научных паспортов, в разделе подробное описание предмета, он сделал следующие записи:

1). «Картина – пейзаж художника Маслова.

Пруд – озеро, поросшее тростником и лилиями; отлогие берега, вдали плотина. Справа лодка с рыболовом».

2). «Картина – пейзаж художника Маслова.

Украинская хата в два окна, слева верба. Около хаты стоит фигура, другая идет с граблями. Справа – другой садочек. На переднем плане – часть 3-го сада. Дорога уходит в даль».

В сентябре 1983 года, по просьбе заведующего отделом мемориального дома И.С. Тургенева членами Ленинградской организации Союза художников скульптором Л.В. Рахманиновым и историком искусства Г.С. Серым были проведены исследования ряда картин, находящихся в доме – музее И.С. Тургенева, в том числе «Пейзаж с лодкой» и «Украинский пейзаж». В результате работы составлен Акт от 1 сентября 1983 года, где за №4 стоит запись: «На двух картинах (ин. №№ 234 – оф; 181/1 – оф - О.Ф.) приписывающихся, почему-то А. Маркову, после тщательного анализа обеих подписей, последние с достоверностью определены, как «А. Маслов». С определением подписи согласился и присутствовавший при рассмотрении картин художник Г.В. Дышленко (Орёл)».

Следовательно, с полной уверенностью можно сказать, что автором картин «Пейзаж с лодкой» и «Украинский пейзаж» является малоизвестный художник А. Маслов.

В «Подробном словаре русских граверов 16 – 18 веков», составленный Д.А. Ровинским указан Маслов – пунктирный гравер, ученик Осипова. Он был крепостным художником московского издателя П.П. Бекетова и работал в мастерской при музее Московского университета примерно до 1834 года(15). К сожалению, в «Словаре…» Ровинского Д.А. инициалы Маслова не указаны. В связи с этим был сделан запрос в Русский музей (Санкт-Петербург), на который получена следующая справка: «Н. Маслов – ученик А.Д. Осипова. Известна одна его гравюра «Портрет А.П. Бестужева – Рюмина», изданная П.П. Бекетовым». Инициалы «Н. Маслов» и «А. Маслов» не совпадают, следовательно, Н. Маслов не мог быть создателем пейзажей, хранящихся в доме-музее И.С. Тургенева.

Но Осипов обучал еще одного ученика не указанного Ровинским – А.Е. Маслова. В 1843 году в русской печати появилась рецензия Н.А. Некрасова на книгу Ивана Балакирева (псевдоним Н.А. Полевого, раскрытый В.Г. Белинским) «Были и небылицы». Рисунки выполнены А. Коцебу и гравированные Г.В. Дерикером, бароном Клодтом и А.Е. Масловым. Кроме того, А.Е. Маслов принимал участие в художественном оформлении следующих изданий: «Картинки русских нравов» - СПб.,1842 г.; кн.3; «Физиология Петербурга» - СПб.,1844 г. Других более подробных сведений о художнике не имеется.

В журнале «Русский художественный архив» за 1914 год опубликован список русских художников, выпускников Императорской Академии художеств с 1764 по 1914 годы (сост. С.И. Кондаков). В этот список включен живописец Алексей Феоклистович Маслов. Он родился 1 марта 1774 года, умер в 1821 году. В 1779 г. поступил в Академию художеств; в 1794 г. дано звание подмастерьи, без шпаги. Определен в печатную палату при Академии в 1795 г. В следующем году Маслову был выдан аттестат на звание мастера и шпага.(16) . Здесь следует отметить один любопытный факт. В первой половине 19 века знатокам и любителям изящных искусств хорошо был известен московский коллекционер Александр Сергеевич Власов (1777 – 1825). В обширном художественном собрании Александра Сергеевича имелись работы Маслова. После смерти Власова, его «исключительно ценная коллекция» была большей частью распродана с аукциона. Несколько произведений искусства приобрел князь Николай Борисович Юсупов. В последствии художественное собрание князя перешло во владение его внука Николая Борисовича Юсупова – младшего. При Юсупове – старшем галерея была доступна относительно широкому кругу посетителей; при его наследниках ознакомиться с художественным собранием могли лишь избранные. В числе избранных был Иван Сергеевич Тургенев(17). Если предположить, что в коллекции Юсупова хранились картины Маслова, то не исключено, что писатель видел их и мог заинтересоваться творчеством художника.

Таким образом, из перечисленных художников Алексей Феоклистович Маслов, является наиболее вероятным претендентом на авторство картин «Украинский пейзаж» и «Пейзаж с лодкой», несмотря на то, что сведения о нем представлены довольно скупо. Продолжить исследование и с полной уверенностью назвать имя художника можно будет, только после экспертного заключения специалистов – искусствоведов.

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

  1. Тургенев И.С. П.С.С. и П., изд.1 Письма Т.9 – М-Л.: Наука, 1965
  2. «Летопись жизни и творчества И.С. Тургенева» 1871 – 1875 г.г. – сост. Мостовская. – С-П.: Наука, 1998 г.
  3. Недавно вышла книга «Париж – Москва: 100-летие сотрудничества», где представлена подробная опись картин, принадлежавших И.С. Тургеневу.
  4. Тургенев И.С. П.С.С. и П., изд. 1 Письма Т9.
  5. ЦГАЛИ, Ф. 509, оп. 1, ед. 175.
  6. Станкевич Н.В. Избранное. – М.: Сов. Россия, 1982 г.
  7. Тургенев И.С. П.С.С. и П., изд. 2 Сочинения Т5.
  8. Тургенев И.С. П.С.С. и П., изд. 2 Письма Т1 М.: Наука, 1982 г.
  9. Переписка И.С. Тургенева. Т. 1 – М., 1986 г., с. 66.
  10. Тургенев И.С. П.С.С. и П., изд. 2 Письма Т. 1.
  11. Цит. по кн.: Анисов Л. Шишкин. – М.: Терра, 1996 г.
  12. Цит. по кн.: Лебедев А.К. В.В. Верещагин: Жизнь и творчество. – М.: Наука, 1958 г.
  13. Цит. по кн.: Анисов Л. Шишкин. – М.: Терра, 1996 г.
  14. Понятовский А.И. – Главный хранитель фондов ГМТ с 1958 по 1984 гг.
  15. 20 сентября 1833 года Тургенев был зачислен в Московский университет своекоштным студентом.
  1. Выдача аттестата «со шпагою» давала право на получение личного дворянства, возведение в офицерский чин, а также возможность продолжить обучение за границей.
  2. Тургенева и Юсупова объединял общий интерес к изобразительному искусству. Сохранилось единственное письмо Тургенева к князю: «Любезный князь, хотя Вы мне сказали, что картин не покупаете, однако, на всякий случай посылаю Вам каталог картин моего приятеля Виардо, которые будут продаваться завтра. Может быть, Вам, что-нибудь понравиться». (Тургенев И.С. П.С.С. и П., изд. 1. Письма Т. 13(2), С. 204.)

В раздел "Спасский вестник".

 

:: начальная страница :: новости :: биография :: музеи :: театр :: библиотека :: галерея :: гостевая :: ссылки :: e-mail ::


© 2002-2014

Яндекс.Метрика

?>