БИБЛИОТЕКА Русский писатель И.С.Тургенев  
:: начальная страница :: новости :: биография :: музеи :: театр :: библиотека :: галерея :: гостевая :: ссылки :: e-mail ::

В раздел "Спасский вестник".

Пушкинские реминисценции в рассказе И. С. Тургенева «Свидание».

Т.Б. Трофимова.

Тургенев и Пушкин – сближение традиционное. Для писателя Пушкин был всегда «высшим проявлением русского гения». Тургеневское творчество всё проникнуто «пушкинским словом», часто – прямым и открытым, – реже – скрытым и невидимым. Диапазон творческих связей достаточно широк. Это и обращение к уже разработанным «пушкинским» темам, но в собственной оригинальной трактовке и обилие реминисценций в их разнообразном виде. Об этом многократно писали, анализируя не только природу преемственности, но и выясняя, какую роль «пушкинский» элемент играет в тургеневском творчестве 1 . В основном тургеневеды обращали внимание на связь тургеневских произведений с пушкинской поэзией. Часто встречающиеся поэтические реминисценции позволили предположить, что «если Л. Толстому была ближе проза Пушкина, то в творчестве Тургенева на всём его протяжении живёт и ассимилируется поэзия Пушкина» 2 . И это оправдано. Названия прозаических произведений Пушкина в текстах и письмах Тургенева встречаются редко. Пожалуй, лишь А. И. Батюто в своей монографии обратил внимание на сходство между записью в дневнике Елены Стаховой («Накануне») и знаменитой сценой пожара в Кистенёвке («Дубровский») и на сходство сцен дуэлей в «Отцах и детях», «Евгении Онегине» и «Капитанской дочке» 3 . «Из Пушкина целиком выработался Лермонтов – та же сжатость, точность и простота», – вспоминала А. И. Луканина слова Тургенева 4 . Эти качества особенно ценил Тургенев у своего «учителя». Но тогда возникает вопрос: возможно ли, что Тургенев так высоко ценивший поэзию Пушкина, в общем-то, остался равнодушен к пушкинской прозе?

«Записки охотника» сразу же обратили на себя внимание современников «выражением искренного чувства и той внутренней правдой мысли и ощущения, которой он научился у Пушкина». Например, И.С. Аксаков в письме к Тургеневу от 4(16) октября 1852 года назвал «Свидание» в числе лучших, по его мнению, рассказов из «Записок охотника» 5 .

На первый взгляд, рассказ «Свидание» достаточно прост. Автор-рассказчик случайно становится свидетелем свидания-прощания, свидания-разлуки двух молодых людей. На его глазах заканчивается история любви крестьянской девушки Акулины к камердинеру богатого барина, вероятно, молодого. Самой истории любви в рассказе нет.

Для поэтики Тургенева характерны слова-знаки, слова-символы, определённые образы, введённые в контекст из других произведений, помогающие читателю на эмоциональном, ассоциативном уровне почувствовать о каком писателе, поэте или художнике идёт речь, хотя Тургенев старался избегать слишком явных ассоциаций. Дав своей героине имя Акулина, и. сделав героя камердинером молодого барина, что совпадает с именем и социальным статусом известных пушкинских героев, Тургенев как бы напоминает читателю о «Повестях Белкина». О начале истории любви крестьянки Акулины к камердинеру молодого барина рассказал другой автор в повести «Барышня-крестьянка». Данная коллизия, связанная с пушкинскими произведениями и перенесённая Тургеневым в свой рассказ, по-видимому, своеобразный композиционный приём, необходимый писателю для того, чтобы высветить глубинный подтекст «Свидания», показать скрытую в нём трагичность.

«Барышня-крестьянка», как и «Свидание», в поверхностном восприятии тоже проста: милая история, водевиль, комедия с переодеванием и, возможно, со счастливым финалом. «…Высокая комедия, – писал Пушкин осенью 1830 года, – не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, – и <…> нередко близко подходит к трагедии» 6 . Известно, что трагический подтекст этому «водевилю» придают шекспировские темы и образы, шекспировские реминисценции. Весёлые превращения Лизы в Акулину, Акулины – в Бетси – фарс, но «Пушкин за фарсовыми гримасами жизни <…> уверенно ставит нешуточные вопросы» 7 . Ведь в повести существует возможность женитьбы Алексея, барина, не на жеманной Бетси, а на дочери кузнеца, Акулине, что практически, невозможно. «Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, всё помнил расстояние, существующее между ним и бедною крестьянкою» 8 . В пушкинской повести возникает трагическая коллизия. Правда, Алексею пришла в голову «романтическая» мысль жениться на крестьянке и которую он не может осуществить в силу обстоятельств. Но её вполне осуществит в будущем тургеневский герой, отец Фёдора Лаврецкого, сделав «барыней-крестьянкой» бедную Малашу. Мысль о невозможности брака прозвучит и у тургеневского камердинера: «Ведь я на тебе жениться не могу? Ведь не могу?» 9 .

У Тургенева пушкинские реминисценции играют ту же роль, что шекспировские – у Пушкина. В подтексте «Свидания» таится трагическое. Тургенев писал в 1859 году графине Е. Ламберт из «Спасского: «…в судьбе почти каждого человека есть что-то трагическое, – только часто это трагическое закрыто от человека пошлой поверхностью жизни. Кто останавливается на поверхности (а таких много) тот часто и не подозревает, что он – герой трагедии <…> кругом меня всё мирные, тихие существования, а как приглядишься – трагическое виднеется в каждом, либо своё, либо наложенное историей, развитием народа» 10 .

Для «Повестей Белкина» и, в частности, для «Барышни-крестьянки» очевидна скупость психологических характеристик, которые даются через внешнее поведение героев или через пейзаж. У Пушкина свидание «мнимой» Акулины и «мнимого» камердинера происходит в роще, «в шестом часу весеннего утра». Именно в это время зарождается любовь молодых людей. И природа откликается на это: «Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостью» 11 . Собака Алексея, весело лая, бежала впереди хозяина. В «Барышне-крестьянке», естественно, доминирует тема жизни, тема счастья. Тема смерти, затаившаяся в подтексте, на поверхности повести появляется лишь в лёгком штрихе Пушкина, упомянувшем о «мёртвой голове» на чёрном кольце Алексея Берестова.

Тургенев, как и Пушкин, передаёт психологическое состояние своих героев через их внешность, через их поведение и через описание природы. Встреча их, Акулины и камердинера, может быть, происходит в той же самой роще, но не весной, а осенью; не ранним утром а в предвечернее время, не на восходе солнца, а на его закате. Акулина неподвижно сидит, перебирая цветы, в ожидании Виктора. Собака рассказчика не лает весело, а жмётся к хозяину, заглядывает в глаза, словно предчувствуя несчастье. Осенняя природа изображена с необычайной яркостью. Пейзаж, начинающий рассказ «Свидание» ещё полон красок, листва берёз ещё почти вся зелена, но уже не слышны голоса птиц, а только «едва слышится дремотная болтовня» леса. Ощущаешь не только пространство, но и течение времени: «роща влажная от дождя» беспрестанно изменялась, смотря по тому светило ли солнце, или закрывалось облаком». Тургенев и Пушкин переносят встречи своих героев в лес, рощу, где человек, соприкасаясь с природой, должен быть правдив и честен. Следует отметить, что в обоих произведениях присутствует и тема охоты.

Акулина ещё полна надежды на счастье, она ждёт Виктора. Настроение девушки, её внутреннее состояние созвучно осенней природе. «Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз <…> Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбалось <…> то вдруг <…> яркие краски мгновенно гасли». Мелкий дождик сменялся тёплым солнечным сияньем. Настроение девушки так же переменчиво, как и этот осенний пейзаж. Её ресницы «были влажны, и на одной из щёк блистал на солнце высохший след слезы <…> веки её покраснели, горько шевельнулись губы, и новая слеза прокатилась из-под густых ресниц, останавливаясь и лучисто сверкая на щеке 12 ». Молодая крестьянка грустит, опустив милую головку. Вдруг она услышала шаги. «Её внимательный взор задрожал, зажёгся огнём». Увидев Виктора она «вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась», как «вспыхивала на солнце молодая берёзка», когда «его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что омытых сверкающим дождём» 13 . В разговоре с Акулиной Виктор касается какой-то тайны в происхождении девушки. «Конечно, ты не глупа, не совсем мужичка, так сказать; и твоя мать тоже не всегда мужичкой была» 14 . Возможно, он намекает на то, что Акулина – дочь барина и крестьянки. В рассказе появляется тема «барышни-крестьянки», которая интересовала Тургенева. К этой теме он обратится вновь в повести «Ася», в которой есть и переодевание, и лёгкая игра, и всё тот же мотив невозможности брака, а героиня – настоящая «барышня-крестьянка».

Если у Пушкина в повести доминирует тема жизни (все главные события происходят на заре, весной, олицетворяя утро человеческой жизни), то у Тургенева – главная, всё подавляющая тема, на наш взгляд, тема смерти. Она пронизывает рассказ «Свидание» от начала и до конца. Все события происходят осенью, когда природа увядает и «умирает». Несмотря на бледное солнце, ледяной ветер уже приносит холодное дыхание зимы, метафорической смерти всего живого. Это – общая картина, общий фон, на котором происходит свидание Акулины и Виктора. Детали, символизирующие смерть, доминируют в контексте рассказа. В самом начале повествования Тургенев упоминает два дерева: берёзу и осину. Как известно, Иуда, предавший Христа, повесился на осине, поэтому она связана с темой смерти, но осина вводит в тургеневский текст ещё и мотив предательства (отношение Виктора к Акулине). Девушка же, по народным поверьям, покончившая жизнь самоубийством из-за несчастной любви, превращалась в берёзку, под корой которой вместо сока течёт кровь. Сравнив своих героев с этими деревьями, Тургенев как бы подготавливает читателя к драматическому развитию событий и, возможно, к их трагическому финалу. Сравнение Акулины с ланью вызывает в памяти пушкинский образ, «Татьяны милый идеал», которая, «как лань лесная боязлива» и у которой так же разрушились надежды на счастье.

Пейзаж второй части рассказа ещё более мрачен. Надежд на будущее, на счастье больше нет. Виктор ушёл, оставив Акулину одну. Со своим горем, с чувством безысходности. И снова природа откликается на внутренне состояние девушки. Лучи солнца «как будто поблекли и похолодели: они не сияли, они разливались ровным почти водянистым светом», «порывистый ветер быстро мчался через жёлтое, высохшее жнивьё», вдоль опушки крутились уже не золотые, а «маленькие покоробленные листья». Из птиц остались голуби и чёрный ворон, своим карканьем предвещая недоброе. Да «кто-то проехал за обнажившимся холмом, громко стуча пустой телегой» Стук проезжающей телеги – деталь бытовая, но она несёт, на наш взгляд, совершенно определённый подтекст. Не пушкинский ли это образ? Но это не «телега жизни», а, скорее всего, «телега смерти», стуком своих колёс, так напугавшая Луизу из трагедии «Пир во время чумы». Услышав эти звуки, Луиза вспомнила ужасного демона, который звал её «в свою тележку. В ней лежали мёртвые». Тургеневская «телега» пока пуста… Рассказчику стало грустно; сквозь невесёлую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось прокрадывался страх недалёкой зимы» 15 . Сравнение Акулины с берёзкой переходит в более обобщённый образ: «девушка-осень». Осень – символ душевного состояния Акулины. «Улыбка увядающей природы» созвучна пушкинскому: «Люблю я пышное природы увяданье» и «Улыбка на устах увянувших видна». Рассказ «Свидание», на наш взгляд, парафраз стихотворения Пушкина «Осень». В его подтексте скрыта развёрнутая реминисценция, придающая поэтичность и лирическое настроение тургеневскому рассказу, усиливающая его эмоционально-психологический смысл. Поэта осень привлекает «красою тихою, блистающей смиренно – / Так нелюбимое дитя в семье родной / К себе меня влечёт <…> / <…> мне нравится она, / Как вероятно, вам чахоточная дева / Порою нравится. – На смерть осуждена / Бедняжка клонится без ропота, без гнева, / Улыбка на устах увянувших видна; – / Могильной пропасти она не слышит зева; / Играет. – На лице её багровый цвет – / Она жива ещё сегодня, – завтра нет» 16 . Пушкинский образ «дева-осень» переходит в тургеневский рассказ, предопределяя судьбу Акулины, усиливая предчувствие трагического финала. В осенних пейзажах – общность звучания, настроения. Пушкинский мотив зашифрован, но ключ к разгадке виден в упоминаемых деталях, которые подают сигналы читателю. Эмоциональное сходство описания осенней природы прослеживается в обоих произведениях. Так, пушкинское «в багрец и золото одетые леса» перекликается с тургеневским «мелкие листья <…> загорались червонным золотом», «вся красная и золотая берёзка», «жёлтый багрянец осины»; «в их сенях ветра шум и свежее дыханье» с порывистом ветром мчавшимся вдоль опушки»; «седой зимы угрозы» и «страх холодной зимы». Пейзажные «созвучия» присутствуют и в цветовой гамме, и в наслоении ассоциативных впечатлений. Сходство же тургеневского «Свидания» и пушкинской «Барышни-крестьянки», на наш взгляд, проявляется в композиционном построении, особенно в финале. Оба автора используют, так называемый приём «умолчания», предлагая читателю самому додумать и дополнить, что ждёт героев в будущем.

Пушкинские образно-смысловые реминисценции сообщают тургеневскому рассказу поэтическую настроенность, придают ему нравственно-психологическую и философскую глубину, иллюстрируют мысль Тургенева о том, что под спокойной поверхностью жизни таится смерть, скрыта трагедия, о которой человек не подозревает, а чаще не задумывается. А тургеневское «Свидание», в свою очередь, позволяет увидеть и понять один из «потаённых» смыслов пушкинской повести.

Примечания.

1 Батюто А. И. Тургенев-романист. Л., 1972. С. 367-388; Песков А. М. «Дым» И. С. Тургенева и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина // Лит. учёба. М., 1983. № 4. С. 184-189. Маркович В. М. И. С, Тургенев и русский реалистический роман IX  века (30-50 годы). Л., 1982; Мостовская Н. Н. «Пушкинское» в творчестве Тургенева // Русская литература. 1997. № 1. С. 28-37; Громов В. А. И. С. Тургенев и поэма Пушкина «Цыганы» // Спасский вестник. Вып. 6. Тула, 2000. С. 4-21.
2 Мостовская Н. Н. Указ. соч. С. 29.
3 Батюто А. И. Указ. соч. С. 373.
4 Луканина А. М. Моё знакомство с И. С. Тургеневым // Северный вестник. 1887. № 2. С. 54.
5 Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти томах. М.;Л. 1980 – издание продолжается. П. Т. 3. С. 497.
6 Пушкин А. С, Полное собрание сочинений. М.,Л. 1937-1949. Т. XI . С. 178.
7 Гей Н. К. Проза Пушкина (Поэтика повествования). М. 1989. С. 41.
8 Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. М. 1937. Т. 3. С. 338.
9 Тургенев И. С, Указ. соч. Т. 3. С. 247.
10 Тургенев И. С. Указ. соч. П. Т. 4. С. 97-98.
11 Пушкин А. С. Указ. соч. Т. 3. С. 332-333.
12 Тургенев И. С. Указ. соч. Соч. Т. 3. С. 242.
13 Там же. С. 241.
14 Там же. С. 244.
15 Тургенев И. С. Указ. соч. Т. 3. С. 248.
16 Пушкин А. С. Указ. соч. Т. 1. С. 522-523.

В раздел "Спасский вестник".

 

:: начальная страница :: новости :: биография :: музеи :: театр :: библиотека :: галерея :: гостевая :: ссылки :: e-mail ::


© 2002-2014

Яндекс.Метрика

?>