БИБЛИОТЕКА Русский писатель И.С.Тургенев  
:: начальная страница :: биография :: музеи :: театр :: библиотека :: галерея :: гостевая :: ссылки :: e-mail ::

«Стихотворения в прозе», «Реtits poemes en prose», «Senilia», «Gedichte in Prosa».

Последнее стихотворение в прозе в черновом автографе было помечено ноябрем 1879 г. С этого времени наступает перерыв в пол­ тора года: следующая группа стихотворений появилась только в июне 1881 г. Однако писатель не перестает о них думать, - именно в это время он переписывает их набело. В парижском архиве Тургенева ( Slave 96) сохранилась большая тетрадь, посвященная исключительно «Стихотворениям в прозе» (беловой автограф). Она содержит в себе 83 стихотворения: 68, переписанных из чернового автографа, за 1877-79 годы и 15 новых, из которых семь написано в июне 1881 г., пять — в июне 1882 г., одно в октябре и два в ноябре 1882 г. Эта большая тетрадь особенно ценна для исследователей творчества Тургенева, являясь единственным полным собранием « Стихотворений в прозе», составленным самим автором в том порядке, какой представлялся ему в то время наиболее совершенным. По этой тетради, строго следуя композиции, определенной Тургеневым, «Стихотворения в прозе» впервые напечатал Шарль Саломон в переводе на французский язык в книге: Тоurguenev. Роemеsеnрrоsе. Рrеmier е traduction integrale publiee dans l'ordre du manuscrit original autographe avec notes par Charles Salomon. Gap . 1931. Там же в послесловии дано подробное описание de visu всей рукописи.

На первом листе тетради есть помета рукой Тургенева: «Эта книга куплена 12 фев./31 янв. 1878 в Париже»; тот же текст повторен и на французском языке. Вслед за ним, на другом листе, идет авторское обращение «К читателю». Над обращением в качестве эпиграфа цитировалась строка из стихотворения Шиллера «Текла». Затем следуют 130 страниц текста сти хотворений с авторской нумерацией «1-135», а в конце тетради — 23 чистых листа. Заглавия еще нет, но рукопись представляет собой законченный цикл «Стихотворений в прозе»; возможно, уже в 1880 году Тургенев мыслил видеть эти стихотворения напечатанными отдельной книгой, так как в этом варианте обращения «К читателю» было: «не читай этой книжки (курсив ред.) сподряд...»

На обороте первого листа Тургенев составил перечень стихотворений под заглавием «Сюжеты». Этот интересный документ нельзя считать оглавлением к тетради беловых автографов, потому что стихотворения здесь записаны в иной последовательности; вместе с тем он не является и списком стихотворений, составленным по черновой тетради, так как здесь нарушен хронологический поря­док их написания. Впервые этот лист был воспроизведен фототипическим способом в указанной выше книге Ш. Саломона и к нему была дана расшифровка текста во французском переводе, не везде правильная.

Ниже приводится перечень стихотворений в порядке их авторской нумерации:

1. Черный дрозд, 1, 2
2. Без гнезда
3. Кубок
4. Чья вина?
5. На распутье (Гсркулес)
6. Завидово
7. Деревня (Стихотворения в прозе) Февраль 1878 1, 2
8. Разговор (две горы)
9. Памяти Ю. В.
10. 9 фев(раля) 1821
11. Два друга (Смерть, кот(орая) приходит примирить)
12. Умирающая мать
13. Нищий (руку пожал)
15. Черепья
16. [К Н. Н. (?)] Гад
16. Капля
17. Форум (с головой Цицерона)
18. Нимфы
19. Соперник
20. Мне жаль...
21. Собака
22. Враг и друг
23. Услышишь суд глупца...
24. Проклятие
25. Довольный человек.
26. Близнецы
27. Извозчик («Маша» ночью).
28. Роза
29 . Воробей (защ(ищает) де т(ей)
30. Елисейские поля (беспечальная)
31. Фантазия (Серо-розовая летучая мышь)
32. Порог
33. Дурак (рец(ензент))
34. Спла - [Право] - Свобода - Необходимость
35. Восточная легенда. Пир у Верховного Существа
36. Белоручка и Чернорабочий
37. Восточная легенда
38. [Двустишие] [Четверостишие] Два четверостишия
39. Щи
40. Писатель и критик
41. Два плода
42. Эгоизм и добродетель (Виардо)
43. Русский язык
44. С кем спорить?
45. Корреспондент
46. Старик
47. Два богача
48. О моя молодость!!!
49. Vagitus
50. Любовь и голод
51. [Уходящая жизнь] Песоч ные часы
52. Сфинкс
53. Бедняк
54. Камень
55. Завтра, завтра!
56. Я встал ночью...
57. Природа.
58. Повесить его!
59. Что я буду думать...
60. Как хороши, как свежи были розы…
61. Светляк
62. Стой!
63. Уистити
64. Молитва
65. Двойник
66. Пришитые крылья (?)
67. Перепелка
68. Встреча близ сада, 18-й и 20-й в.

Сны

1. Старуха
2. Лазурное царство
3. Конец света
4. Женщина
5. Христос
6. Арабески

1. Дорога к солнцу
2. Планета
3. Насекомое

Пейзажи

1. Морское плавание (Переезд в Англию из Гамбурга)
2. Тучи и белый голубь (в Спасском)

В этом перечне записано 80 названий стихотворений (если считать, что названия «Дрозд. 1 . 2 » и «Деревня. 1.2» включают каждое по два стихотворения, что в «Арабесках» помечено два стихотворения под одним номером, что под № 66 написано два названия и что, вместе с тем, одно стихотворение повторяется дважды под разными наименованиями - « Морское плавание » и «Уистити»). Тургенев перенес из чернового автографа в перечень прежде всего названия стихотворений 1877-1879 годов, но не в порядке их создания; не вошли сюда следующие шесть названий: Житейское правило («Хочешь быть...») ; К*** («То не ласточка...»); «Я шел среди высоких гор... »; « Когда меня не будет.. .» - все 1878 года; Мы еще повоюем! и Монах . Пропуск их в перечне трудно объяснить . Девять стихотворений записаны под названиями, которые в черновом автографе не встречаются, но легко угадываются. Так, название: 11. Два друга (Смерть, кот(орая) приходит примирить) - соответствует содержанию стих. «Последнее свидание»; 27. Извозчик - стих. «Маша!»; 30. Елисейские поля (беспечальная) - вероятно, стих. « Н.Н. »; 42. Эгоизм и добродетель ( Виардо ) - стих. «Эгоист»; 49. Vagitus (Крик) - стих. «У-а... У -а!..»; 50. Любовь и Голод - стих. «Два брата»; 53. Бедняк - стих. Милостыня ; 63. Уистити - стих. « Морское плавание »; Тучи и белый голубь... (Пейзажи, 2) - «Голуби». Кроме стихот­ворений 1877-1879 годов, в список вошли и три стихотворения 1881-1882 годов, которые впервые были записаны в тетради беловых автографов: 43. Русский язык ; 49. Vagitus (У-а... У-а!); 64. Молитва .

Большой интерес представляют 14 названий стихотворений, рукописи которых не обнаружены и которые большей частью, по-видимому, говорят о неосуществленных замыслах писателя. Это: 5. На распутье (Герк(улес)); 6. Завидово; 7. Деревня. 2. 10. 9 фев. 1821; 12. Умирающая мать; 16. Капля; 17. Форум (с головой Цицерона); 41. Два плода; 61. Светляк; 66. Пришитые крылья (?). Две птичьи смерти; 67. Перепелка; 68. Встреча близ сада, 18-й и 20-й в. Из раздела «Сны»: 6. Арабески. 1) Дорога к солнцу. 2) Планета. В этом списке встречается знакомое заглавие - «Перепелка». «Рассказ об умирающей перепелке», упоминаемый Тургеневым в письме от 27 января (8 февраля) 1881 г. к С.А. Толстой, вероятно, сначала в замыслах Тургенева и в его устных рассказах существовал как стихотворение в прозе: во всяком случае он близко примыкает и по теме и по настроению к циклу, почему Тургенев и внес его в этот список (как рассказ он возник позднее — автограф датируется 23 сентября (5 октября) 1882 г.). С замыслами под № 5 и 6 мы встречаемся еще в черновиках 1877—1878 годов. На полях страницы с записью «Сна 1-го» ( Встреча ) находится следующий список: « Черный дрозд. I . (Черный дрозд). II . Завидово (два лица). Геркулес». Едва ли возможно будет раскрыть содержание всех этих замыслов,— известные до сих пор рукописные материалы и переписка Тургенева не содержат на этот счет каких-либо данных. Однако упоминания о них или пересказ их содержания могут встретиться в мемуарах. Так, Я. П. Полонский в своих воспомина­ниях («И.С. Тургенев у себя, в его последний приезд на родину») передает устные рассказы Тургенева , - в частности, «Капля жизни» и о планете (ср. в перечне - «Капля» и «Планета»).

Заслуживает внимания и попытка писателя выделить некоторые из стихотворений в разделы: «Сны» и «Пейзажи». Списки под названием «Сны» мы встречаем дважды на полях его черновых рукописей. В первый раз список из трех снов («Сон 1-й», «Лазурь» и «Конец света») дан на полях черновика «Сон 1-й»; второй раз - из четырех снов (« Встреча », «Лазурное царство», Старуха , Насекомое - на полях черновика « Старуха ». В перечне мы встречаемся уже со списком из восьми снов.

Названия большей части стихотворений в списке отмечены крестиками; Тургенев ставил их, видимо, около названий тех стихотворений, которые им были уже написаны или переписаны в тетрадь. Крестиков нет прежде всего у тех стихотворений, которые так и остались для нас неизвестными: у № 5, 6, 10, 12, 16, 17, 41, 61, 66 (два названия), 67, 68. Исключением являются два названия «Арабесок», замысел которых, вероятно, был реализован, но рукописи их до нас не дошли. Названия «Черный дрозд. 1 . 2 » отмечены двумя крестиками, - как два самостоятельных произведения, оба переписанные в тетрадь. Напротив, около названия «Деревня. 1.2» стоит только один крестик, свидетельствующий о том, что второе стихотворение под тем же заглавием осталось неосуществленным замыслом автора. Нет крестиков около двух стихотворений, существующих тут же, в беловой рукописи: 43. Русский язык (июнь 1882 г.) и 49. Vagitus (У-а... У-а!..) (ноябрь 1882 г.). Очевидно, когда создавался перечень, они еще не были записаны. Из трех стихотворений 1881-1882 годов только одно - 64. « Молитва » (июнь 1881 г.) - сопровождено крестиком - к этому времени оно было уже написано.

Перечень названий Тургенев начал составлять раньше переписывания стихотворений из черновой тетради в беловую, судя по тому, что некоторые стихотворения носят еще свои первоначаль­ ные названия. Список составлялся в несколько приемов. Доведя его до 30-го, а потом до 38-го номера и записав в разделе «Сны» пять стихотворений, а в разделе «Пейзажи» - два, Тургенев в правом верхнем углу пометил: «6 апр. [45] 47 ст(ихотворений)». Это было, видимо, 6 апреля 1880 г. Потом, разными почерками в три приема, записи велись уже на свободных местах листа. Перечень продолжался, судя по названиям более поздних стихотворений, и в 1881 году. Можно предположить, что переписка стихотворений набело также началась с первой половины 1880 года.

В беловом автографе стихотворения в прозе все перенумерованы и записаны в следующем порядке:

1. Деревня. 2. Старуха (Сон). 3. [Женщина] Встреча (Сон). 4. Нищий. 5. Соперник . 6. Мне жаль.. , 7. Разговор . 8. Собака . 9. Враг и друг. 10. «Услышишь суд глупца и смех толпы холодной...» (Пушкин). 11. Довольный человек. 12. [Манфред] Проклятие . 13. Близнецы . 14. Дрозд. I . 15. Дрозд. II . 16. Без гнезда . 17. Кубок . 18. Чья вина? 19. Дурак. 20. Чернорабочий и Белоручка (Разговор). 21. Пир у Верховного Существа. 22. Черепья . 23. Восточная легенда. 24. Конец света (Сон). 25. Два четырехстишия. 26. Роза . 27. Маша! 28. Necessittas, Vis , Libertas ( Барельеф ). 29. Воробей. 30. Последнее свидание. 31. Житейское правило («Хочешь быть спокойным...») . 32. [Фантазия] Посещение . 33. Порог . 34. Насекомое . 35. Гад . 36. Щи. 37. Писатель и критик. 38. С кем спорить? 39. Корреспондент. 40. Старик . 41. «О моя молодость! О моя свежесть!» (Гоголь). 42. К*** . 43. Два богача. 44. Два брата. 45. Памяти Ю. В. 46. «Я шел среди высоких гор...» 47. Когда меня не будет... 48. Христос (Сон). 49. Песочные часы . 50. Нимфы. 51. Эгоист. 52. Сфинкс. 53. Милостыня . 54. Камень. 55. Голуб[ь]и. 56. Завтра! Завтра! 57. Я встал ночью... 58. Лазурное царство (Сон). 59. Природа (Сон). 60. Повесить его! 61. « Как хороши, как свежи были розы... » 62. Что я буду думать... 63. Когда я один... (Двойник) . 64. Н. Н. 65. Морское плавание (Пейзаж) . 66. Монах . 67. Стой! 68. Мы еще повоюем! 69. Путь к любви . 70. Фраза . 71. Простота . 72. Брамин. 73. Ты заплакал . 74. Любовь . 75. Молитва . 76. Истина и Правда . 77. Куропатки . 78. [Sto?seufzer] Nessun maggior dolore . 79. Русский язык . 80. Попался под колесо . 81. Житейское правило («Если вы желаете...»). 82. У-а... У-а!.. 83. Мои деревья.

Переписывая свои стихотворения в прозе с черновиков в тетрадь беловых автографов и тем самым впервые создавая цикл, Тургенев не разместил их по разделам. Стихотворения, значащиеся в Перечне под рубрикой «Сны», были включены в общий хронологический ряд с подзаголовком «Сон», так же как и « Морское плавание» с подзаголовком «Пейзаж» .

Разрешение на заглавие «Стихотворения в прозе» Тургенев дал в своем письме к Стасюлевичу от 29 сентября (11 октября) 1882 г.: «Со всеми Вашими предложениями насчет заглавия и т.д. вполне согласен». Во французском переводе, появившемся в декабре 1882 г., цикл был назван «Реtits poemes en prose ». Однако в письме к Л. Пичу от 13(25) декабря 1882 г. мы находим опять два названия. «За последние четыре года,— пишет Тургенев , - не написав ничего более или менее значительного и длинного, я набросал целый ряд «Маленьких стихотворений в прозе» (так как, к сожалению, я совсем не поэт) на отдельных листках. О напечатании их я никогда не думал. Но вот до моего русского издателя дошли какие-то слухи о них — и он уговорил меня дать ему около пятидесяти этих «Senilia» (таково, собственно, было их название) для его журнала - конечно, строжайшим образом очистив их от всего автобиографического и личного (...) Собственно говоря, это не что иное, как последние тяжкие вздохи (вежливо выражаясь) старика». В 1883 г. при жизни Тургенева в переводах существовали одновременно оба названия; например, сборник, изданный в Лейпциге, назывался «Senilia», а в Бреславле — « Gedichte in Prosa ». В настоящем издании сохранено двойное название, которое было дано самим Тургеневым в наборной рукописи.

 

:: начальная страница :: биография :: музеи :: театр :: библиотека :: галерея :: гостевая :: ссылки :: e-mail ::


© 2002-2014

Яндекс.Метрика

?>