БИБЛИОТЕКА Русский писатель И.С.Тургенев  
:: начальная страница :: новости :: биография :: музеи :: театр :: библиотека :: галерея :: гостевая :: ссылки :: e-mail ::

Отец Тургенева и его судьба.

Материал предоставлен автором Н.М. Черновым, для публикации на www.turgenev.org.ru

"Отец писателя, Сергей Николаевич Тургенев, гусарский офицер, был небогатым дворянином, растратившим свое состояние на кутежи и карты [...]. Женившись по расчету, Сергей Николаевич, выйдя в 1821 году в отставку полковником, зажил привольной и довольно легкомысленной жизнью. Он рано умер".
С.М.Петров. И.С.Тургенев. М. Учпедгиз. 1957, с.4
"Красавец мужчина, поправивший свои дела женитьбой на богатой наследнице, был человек равнодушный ко всему, в том числе к детям. Ограничившись относительно них ролью чистокровного производителя, он покорно склонял свою выю под иго жены".
А.Ф.Кони. Собр. соч. Изд. Юридическая литература. М.1968, т.6, с.320

Всё вышесказанное - неверно, и фактически и по существу. Почтенные исследователи отечественной литературы превосходно знали сочинения писателя Тургенева, но были мало увлечены изучением подробностей его жизни, в том числе личностью его родителей. Их устраивали привычные стереотипы. Отец Тургенева, Сергей Николаевич, человек - несомненно дос-тойный, просвещенный в полном смысле слова. Воспитан в правилах строгой нравственности и нерушимой чести. Да, увы, он был нес-частлив в службе. Поступив в 1810 году 16-ти лет от роду юнкером в кавалергарды, один из самых привилегированных полков, несмотря на храбрость и ранение в бою, он медленно продвигался от одного производства к другому 1).

Только после Бородино и Витебска про-изведен корнетом. Потом находился в резервных батальонах, формируемых генералом А.С.Кологривовым. Это - неведомая пока страница в его послужном списке. В 1813 году Сергей Тургенев пожалован по-ручиком. А следующего чина дожидался ещё четыре года. Лишь после женитьбы, затратив большую сумму на полковой "ремонт", Тургенев стал штабс-ротмистром. Сергей - четвертый ребенок в семье Николая Алексеевича и Ели-заветы Петровны Тургеневых 2). Родился в 1793 году. Старшая сестра Екатерина - в 1780-м ( ум.ок.1859 ). Следующий Алексей (1792 - 1849) был моложе её на двенадцать лет. Интерес к этому отнюдь не праздный, потому что в юности ощущалось влияние более развитой старшей сестры на Сергея и братьев. Она воспитывалась у бабушки со стороны матери, у Екатерины Алексеевны Апухтиной (ум. ок.1800 г.), рожденной Скуратовой, дочери известного участника Северных экспедиций. Та была женщиной, умевшей ценить учение и науки. Рано овдовев и обосновавшись в семье своей второй дочери, Марии Пет-ровны Левшиной, бабушка Екатерина Алексеевна ревностно следила за воспитанием внуков. В болховскую деревню Левшиных приглашались хорошие гувернеры и учителя.В их числе был, например, известный естествоиспытатель и математик Ефим Войтяховский, некогда препо-дававший великим князьям, автор ряда пособий и книг 3). В доме танцовали и музицировали. Дети Тургенева-деда заметно разнились между собой, словно тя-готели к двум полюсам: одни, по отцу, были религиозны, склонны к меланхолии; другие, по матери - с более здоровой наследствен-ностью, отличались добродушием и беспечностью. Материнский род, Скуратовы и Апухтины, обнаруживали больший интерес к знанию и на-укам, чем Тургеневы, которые, переселившись из калужских своих уездов, словно оторвались от культурной почвы. "Твой дедушка [Тургенев.Н.Ч.], - писала позже Варвара Петровна сыну, - бывало всё письмо наполнит молитвами к Пречистой и ко всем святым [..]. Я скучала этим, он надоедал мне" (1 января 1841 г.) 4). Старший дядя писателя - Алексей, очень похожий на своего отца,- тоже был суеверным, болезнено-религиозным, к тому же подверженным эпилеп-сии.
Ко времени рождения сыновей (их пятеро) дед писателя Николай Алексеевич Тургенев уже лет десять как находился в статской. Занимал должности по выбору от дворянства. В молодости служил в Се-меновском полку, но не стал офицером. Чин поручика получил лишь при выходе 5). Он решился покинуть родовые калужские вотчины и обосновался в материнской Вязовне Чернского уезда. Построил там скромную усадьбу. Но зато соорудил роскошный храм, для чего приш-лось продать одно из имений 6). Новая усадьба стала центром села Тургенево. В лучшие свои годы дед имел почти 2 000 душ. Но постепенно прожился. В 1807-1814 годах, два трехлетия, состоял уездным дво-рянским предводителем. Одно это, да еще дорогостоящая служба сы-новей в кавалергардах, были сопряжены со значительными личными тратами. Плюс - общее разорение в войну 1812-14 годов. Словом, Николай Алексеевич из человека состоятельного как-то незаметно превратился в провинциального помещика средней руки. К тому же обремененного большой семьей. Когда 24 июня 1824 года он учинил в Орловской палате гражданского суда раздел между сыновьями 7), каждому досталось по небогатой деревне: Алексею - Суходол в Бо-городицком уезде, Сергею - Тургенево с пустошью Парахиной, Нико-лаю - Юшково в Карачевском уезде, Петру - чернское Поганцево, Кривцово тож. Пятый сын Дмитрий к тому времени умер холостым.
В формулярном списке Сергея Тургенева неизменно показывалось, что он "имеет домашнее воспитание", "знает по-французски и по-не-мецки", обучен "истории, географии, математике". Известно, что в те годы преобладала традиция итти в полки,в которых служили отцы и деды. "Семёновец" Н.А.Тургенев выбрал двум сыновьям иной, но тоже привилегированный полк. Может быть в память прадеда, Романа Семеновича , бывшего, хотя и недолго, одним из первых кавалергар-дов? Возможно. Но - маловероятно: не таков Тургенев-дед, чтобы послушно следовать забытым преданиям. В прошении, поданном в мае 1810 года при поступлении Сергея в службу, Н.А.Тургенев едва упо-мянул пребывание прадеда в кавалергардах, выставив на первый план лейб-гвардии Преображенский полк времен Петра I, где Роман был солдатом.
Более убедительно предположить, что поступление Сергея в ка-валергарды устроено его родственниками Левшиными, которые только что поместили туда своего сына Гавриила. Карьеру двоюродные братья делали потом вместе, однотипно, начиная со службы в Оте-чественную войну в кавалерийских резервах. Г.Г.Левшину повезло больше, он на какое-то время был порученцем главнокомандующего Н.М.Каменского в турецкую кампанию. Позднее перевелся в гусарский полк и, получив двойной чин, вышел в отставку, Сергей Николаевич через два года повторил этот проверенный "прием". Служебный путь С.Н.Тургенева достаточно известен, хотя в кни-гах о его знаменитом сыне всё еще приводятся произвольные сведе-ния. Офицеры-кавалергарды в большинстве своем несли службу при дворе, были на виду. Многие делали карьеру через атъюдантство, становились известными в высшем свете. У Тургенева, писательского отца, не доставало для этого должных качеств и возможностей. Ка-валергардам надо было располагать в то время значительным состоя-нием. Накануне женитьбы дела Сергея Тургенева складывались так, что если бы он рискнул отклонить дорогостоящую "закупку ремонта", пришлось бы уйти с бесчестьем из полка и ему, и брату.
Что касается субъективных причин, по которым у Сергея Турге-нева не получилось взлёта в карьере, то ими, возможно, являлись некоторые свойства его характера и отсутствие устойчивых связей в кругах знати. Несмотря на ум, развитость, импозантность, С.Н.Тур-генев оставался человеком неуверенным в себе, внутренне скован-ным. Притом, был робок, если не труслив, когда дело касалось от-ношений с высшими чинами. Однажды Варвара Петровна в письме к Ивану так объясняла крушение надежд старшего, Николая: " Он бо-ялся начальства, как приучил его бояться отец, бояться власти.." (1840 г.10 февраля).
Может быть, сдержанность, чувство имущественной неравности с другими укрепили в Сергее Николаевиче привычку держаться незамет-но в кругу товарищей. Будучи знакомым с многими людьми пушкинской поры, с декабристами, находясь десяток лет в этой среде в самую интересную эпоху, он остался в стороне от главных событий. Этот человек ещё во многом загадочен. Сергей Тургенев так и умер, находясь под секретным надзором полиции. Но мы не знаем и многого другого. Не знаем обстоятельств его столь ранней близос-ти, а потом дружбы, с однофамильцами - братьями Тургеневыми - Ни-колаем и Александром, что, по-видимому, было одной из причин взя-тия под надзор. В дни, когда "хромой Тургенев" в 1818 году пода-рил своему сородичу книгу "Опыт теории налогов", идеолог декаб-ризма создавал т.н. "журнальное общество" и сообщал в одном из писем: "[..] Присовокупились к нам несколоько молодых людей, быв-ших воспитанников Лицея, и несколько офицеров.Из них мало умеющих писать хорошо" 8). Кого он имел в виду? Пушкина, Чаадаева? Но, может быть, и Сергея Тургенева?
Упомянутый Николай Иванович Тургенев принадлежал к масонскому ордену "илюминаторов". Масонами считались и многие другие друзья Сергея Николаевича. А он сам? Некоторые исследователи, например Л.А.Балыкова, не исключают, что отец писателя примыкал к какой-то ложе 9). Экслибрис на его книгах в семейной библиотеке явно впи-сывается по графике в масонскую символику. Не поддаётся пока объ-яснению и поведение С.Н.Тургенева в декабре 1825 года. Почему семья, жившая тогда в Москве, спешно рассталась с налаженным бы-том и в разгар зимы уехала в деревню? Что означают намеки камердинера Михаила Лобанова, вспоминавшего пушечную пальбу на Сенатской 14 декабря? Где был он со своим барином в тот день? 10)
Cын С.Н., писатель-романист, в сочинениях любил прибегать к жизненным параллелям. Может быть, не случайно Лаврецкий-отец в "Дворянском гнезде" после 1825 года спешно удалился в деревню, заперся в своем доме в Лавриках. Захилел, ослабел, опустился. Здоровье ему изменило (С.6.41). В 1830-31 годах, находясь в Париже, С.Н.Тургенев познакомился с жившим там Константином Павловичем Нарышкиным11). Его брат, Дмитрий Нарышкин, тоже парижский завсегдатай, женат на французс-кой актрисе Женни Фалькон. Оба Нарышкины - страстные театралы. И оба приятели начинающего тогда драматурга Александра Дюма, знаме-нитого впоследствии исторического романиста 12). Сюжетом одной из первых его книг "Записки учителя фехтования" (1840 г.), запрещен-ного в России, был рассказ о кавалергарде, декабристе И.А.Аненкове и его жене Полине Гебль. Мать Аненкова снимала в те годы у Тургеневых их дом на Самотечной. Есть ли тут какая-нибудь связь?
Поездки за границу на лечение, опасная операция, смирение пе-ред Богом и вечностью многое изменили в жизни и характере Сергея Николаевича. Но и в эти годы у него были тайны, всплески страстей и готовность переменить судьбу, о чем свидетельствуют хотя бы со-бытия 1833 года, история с поэтессой, княжной Е.Л.Шаховской13), семейный кризис и кое что другое. Ведь намеки Варвары Петровны на психическое заболевание мужа остаются. Их пока невозможно ни подтверить, ни дезавуировать. Мать писала в 1840 году Ивану: "[...] Я, кажется, потерялась. Я видела это не над собою, но! - над бедным отцом твоим, который, слава Богу, умер, не дожив до того, до чего дожил Волков, всеми уважаемый Волков. Сошел с ума, и по-лоумного его заперли в особый дом, где он ещё приходил в себя иногда и ужасался, и убегал, и опять впадал в сумасшествие"14).А.А.Волков достаточно известная личность в семье Тургеневых. Считался дальним родственником. Жандармский генерал, следивший ещё за Пушкиным. Тот самый, кто по словам А.И.Герцена, свихнулся, вообразив, будто поляки хотят ему поднести корону Ягелло-нов15). Кстати сказать, Иван Тургенев вспоминал, будто покойный отец некогда признавался, что, если бы ему предложили герцогство, он выбрал бы себе Эмс и Насаусское 16).

Сергей Николаевич Тургенев, как выразилась одна дама, друг их дома, "был хорошим отцом и сыном"17). Теперь, зная работы М.К.Клемана, Т.П.Ден, В.А.Громова и других, мы можем смело повто-рить: да, был прекрасным отцом. Его неправомерно отождествлять вполне с Петром Васильевичем, героем "Первой любви". Он приучал своих мальчиков к строгой мужской жизни, нанимал им лучших нас-тавников, сам был чутким педагогом. Он требовал от сыновей акку-ратности, терпения в любом деле, не допускал потворства. И при этом оставался заботливым и нежным родителем.
" Как же ты, мой дружок, проводил масленицу? - пишет Сергей Николаевич в Петербург старшему сыну. - Полагаю, что для тебя оной не существовало, точно также, как и для нас, хотя в Москве в веселостях и блинах недостатку никогда не бывало ". "Вчера, - продолжает отец, - вся наша семья собралась к нам на вечер смот-реть кукольную комедию, [устроенную] для детей брата Алексея и Сливицких. За ужином пили твое здоровье и всем было очень груст-но. что тебя недоставало, мой милый друг" (1834 год,февраль) 18).
Еще одно полностью неопубликованное до сих пор письмо к стар-шему сыну: "Вчера был у нас проездом из Петербурга в деревню Ни-колай Иванович Кривцов (родственник Тургеневых, приятель Пушкина и бывший губернатор. Н.Ч.), который тебя, однако, не видел со дня моего отъезда [..]. Впрочем, сказывал он мне, что слышал об тебе от Берса (Александр Евст.,театральный доктор в С-Петербурге, брат Андрея Евстафьевича. Н.Ч.) и от Николая Александровича Хитрово, который сказывал ему, что ты очень жалуешься на службу, столь она тягостна и трудна [..]. Каково было мое чувство слышать о тебе такой отзыв, рассказанный при многих здешних наших знакомых, ко-торые, по моим словам, тебя ставили в пример своим детям. Предс-тавь себе мое положение и сделай заключение каково было моему сердцу" (1834 год,апрель).
Сергей Николаевич Тургенев умер осенью 1834 года после трёхд-невных ужасных мучений. Он приезжал в Петербург для устройства сыновей, но в сущности привлеченный рекламной репутацией некоего заезжего европейского доктора, якобы, лечившего каменную болезнь особым способом. Отец надеялся избежать опасной хирургической операции. Анестизии тогда ещё не знали. "Доктор Франчески как из пистолета застрелил моего бедного отца, - вспоминал впоследствии И.С.Тургенев,- засадив его в какую-то деревянную ванну с клапаном и поджаривая его снизу" (П.8.130).
Кончина Сергея Николаевича вызвала горькие сожаления у близ-ких ему людей. Иван, потрясенный мученической смертью родителя, перенёс тяжелый нервный шок. К осиротевшим сыновьям, чтобы выра-зить сочувствие, приезжали знакомые и друзья С.Н.Тургенева, и в их числе М.И.Глинка (П.3.183). Тем временем, г.г.полицеймейстерам обеих столиц дано указание об исключении Сергея Тургенева из списков о лицах, состоящих под секретным надзором 19) : потому что предписание "следовать за ним" было в 1831 году дано Бенкен-дорфом в соответствии с резолюцией Николая 1.
"Отец умер, страдая морально и физически" 20) - записала вдо-ва. Варвара Петровна находилась тогда за границей. Возвратилась только через полгода. На похороны не презжала. Сергея Николаевича вспоминали год от году всё реже. Надгробие на Смоленском кладбище в Петербурге так и не удосужились поставить."Отцу в могиле ничего не надо, - уверила мать Ивана. - Даже памятник не делаю для того, чтобы заодно хлопоты и убытки " 21).
Могила потом затерялась.

Примечания
1) Об этом свидетельствует его медленное продвижение по служ-бе, если сопоставлять с карьерой сверстников-однополчан -
Р.Е.Гринвальда, П.П.Ланского и др. Сбор.биогр.кавалергардов. I, с.207; III, с.230-232; IV, с, 4; ЦГВИА, ф.3545, оп.4, ед.2773. Послужной список С.Н.Тургенева не раз публиковался: "Рус.ли-тер."1967, N 2, с. 130-131; "Тургеневский сборник". I. Л.Нау-ка,1964, с.219-220.
2) Руммель В.В, и Голубцов В.В.Родословный сборник русских дворянских фамилий, т.2.Спб.1887; Дело о дворянстве Тургеневых. ЦГИА Спб., ф.1343, оп.30, ед.1842.
3) "Домашний памятник Н.Г.Лёвшина". 1788-1804. Рус. стаарина, 1873, N 12, с.823-852
4) Отдел рукоп.Рос.нац.библиотеки (РНБ Спб.), ф.795 (И.С.Тур-генева), ед. 98, л.185
5) РГАЛИ, ф.509 (И.С.Тургенева), оп. 1, ед.1, л.3
6) Шифман А. Старинная летопись села Тургенево. "Вопросы ли-тературы". 1973, N 10, с.311-315
7) Гос.истор. архив Москвы, ф.4, оп.14, ед.1956, л.12 об.
8) Известия Отделения литер. и яз. АН, 1975 г., т.34, N 6, с.496-494.
9) Библиотека И.С.Тургенева. Каталог. Книги на русском языке.
Ч.1. Сост. и автор вступ. статьи Л.А.Балыкова. Орёл. 1994, с.16.
10) См. Чернов Николай. И.С.Тургенев в Москве. М.1999, изд."Гра-аль", с.22-24
11) Гос.арх.Рос.Федер.(ГАРФ, бывш.ЦГАОР),ф.109,оп.5, ед.219, л.12-12 об.
12) "Известия".1993,17 сентября,N 177; Дурылин С. Путешествие
А.Дюма в Россию."Огонёк". 1937, N 12; Шамаро А. "Ночь графа Мон-те-Кристо". Журнал "В мире книг". 1981, N 11, с.80
13) "И.С.Тургенев в Москве", с.52-66
14) Письма В.П.Тургеневой, л. 132
15) Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л.1975, с.70; Гер-цен А.И. Собр. соч. Том VIII. М.1956, с.146
16) Письма В.П.Тургеневой, ед.хр.98, лл. 5 об.- 6.
17) Герщензон М.О. Декабрист Кривцов и его братья. М.1914, с.261-262.
18) Отдел рукоп. ИРЛИ (Пушкинский дом). Р1,оп.3,ед.1286,л.7
19) Гос.архив Москвы, ф.16, оп.31, ед.хр.22. л.9
20) Письма В.П.Тургеневой, л. 80. 7 / 19 февраля 1839 г.
21) Мать - Ивану. 24 декабря ст.ст.1842 г., л.248

 

:: начальная страница :: новости :: биография :: музеи :: театр :: библиотека :: галерея :: гостевая :: ссылки :: e-mail ::


© 2002-2014

Яндекс.Метрика

?>